21.04.2017
Мы кратко рассмотрим наиболее популярное ПО, основные фишки, некоторые особенности работы с программами.
Обзор популярного программного обеспечения для производства аудиовизуального контента
Как вы уже догадались из названия, сегодня будет обзор программного обеспечения. Не «ТОП 5/10/100», а именно обзор. Мы кратко рассмотрим наиболее популярное ПО, основные фишки, некоторые особенности работы с программами.
Приступим!
Начнем с Steinberg Nuendo/Cubase. Мы объединили эти программы в одну группу по нескольким причинам. Во-первых, это программы одного производителя, во-вторых, у них очень похожие интерфейсы и функционал. Различаются они не сильно, а сама Steinberg позиционирует их следующим образом:
На сегодняшний день Cubase – одна из самых популярных программ. В отличие от Nuendo, имеет урезанные версии, некоторые из которых распространяются с аппаратным обеспечением различных производителей.
Так выглядит интерфейс Cubase Pro
Эти версии имеют достаточно простой интерфейс, что существенно ускоряет освоение. Встроенных плагинов мало, но с ними можно получить приемлемый результат. С недавних пор включает технологию VariAudio для редактирования записанных нот, реализованную в стиле перетаскивания кубиков, как в midi. Само собой, поддерживается VST, VSTi.
Стоит упомянуть, что именно компания Steinberg придумала технологию VST в далеком 1996 году. Обе программы кросс-платформенные. Есть приложение для iOS устройств – Cubasis.
Также очень популярна, особенно среди пользователей Apple (читать «яблофилов»). Поэтому в сети можно найти массу хвалебных отзывов, как и о любой продукции этого бренда.
Изначально позиционируемая для EDM и Hip-Hop, на сегодняшний день имеет гораздо более широкое применение и довольно простой интерфейс. По отзывам многих пользователей – «предугадывает» всё, что вы хотите сделать. На самом же деле, это объясняется большим количеством различной автоматики, которая работает за пользователя, без его участия. Программа имеет тесную интеграцию с другими продуктами компании, например, с Final Cut Pro X.
С одной стороны, Apple Logic представляет собой располневший GarageBand, с другой — предоставляет вполне профессиональные возможности для записи и редактирования музыки. Ценится пользователями именно за простоту работы, надежность, встроенные плагины и относительно невысокую стоимость. При покупке вам «бесплатно дают» около 40 Гб, различных семплов, лупов, библиотек и т. д.
Интерфейс Apple Logic Pro X
Самими разработчиками программа позиционируется как станция для производства контента, а не для его глубокого редактирования. Немного непривычный, но настраиваемый интерфейс может отпугнуть начинающих пользователей. Однако если вы владеете основными навыками работы с подобными программами, разобраться не составит труда. Поддерживает плагины VST, VSTi, AU, DX и JS (собственный формат).
Reaper после «модинга» интерфейса
На сегодняшний день довольно широко распространена, в первую очередь за счет дешевизны, кросс-платформенности и широких возможностей. В числе прочих пользователей можно отметить всем известный телеканал BBC.
Достаточно молодая программа, которая заслуживает внимания. От большинства программ этой категории отличается развитой системой drag&drop, что не может не радовать начинающих пользователей: гораздо проще все делать мышкой, чем учить клавиатурные комбинации или искать все в меню. Многие отмечают простоту использования, интуитивность интерфейса. Программный продукт разрабатывался при участии бывших разработчиков Cubase.
Предоставляет пользователю обширные возможности по записи и редактированию аудиоматериала, не такие широкие, как у Cubase, но большинству пользователей и этого хватает с головой. Для начинающих музыкантов интересна наличием Free-версии, урезанной, но вполне функциональной. Интересной особенностью Pro-версии является встроенный Melodyne – отличный инструмент для редактирования нот аналогичным VariAudio в Cubase. Также пользователи отмечают качество плагинов Studio One.
Часто входит в комплект поставки с продуктами компании PreSonus.
Интерфейс PreSonus Studio One
Программный продукт компании Cakewalk, на текущий момент принадлежащей компании Roland. Как и Reaper, имеет настраиваемый интерфейс с возможностью изменения расположения окон. В программе разработчики делают акцент на «библиотеке», в которой вы располагаете плагины обработки, семплы, различные midi- секвенции, а также заранее сохраненные цепочки эффектов.
Как и в Studio One, разработчики делают упор на использование функции drag&drop. Также одной из удобных особенностей является наличие вышеупомянутых цепочек эффектов FX-chain. Стоит упомянуть и Pro-channel, надстройку микшера – набор обработок, с возможностью использования на любом канале помимо основных плагинов. Отличительной особенностью Pro-channel является полностью 64-разрядный поток. В набор входят компрессор, параметрический эквалайзер, а также имитация ламповой перегрузки.
Многие пользователи отмечают, что для получения более качественного звучания и стабильной работы программы необходимо использование только 64-разрядных плагинов. В другом случае нужно отключить 64-bit engine.
Интерфейс Cakewalk Sonar
Программные продукты компании Magix стали популярными благодаря предоставлению пользователям широких возможностей по типу «комбайна». Программа поддерживает многоканальную запись, широкие возможности редактирования аудиоматериала, в том числе реставрацию, микширование, мастеринг, а также авторинг CD и DVD.
Важное преимущество – недеструктивное редактирование объектов. Каждый аудиофрагмент представлен на timeline в виде отдельного объекта со своими свойствами и имеет собственное окно для редактирования. Таким образом каждый аудиофайл можно разделить на несколько фрагментов и на каждый назначить необходимую обработку.
Вы можете работать одновременно с несколькими проектами. Переключение между ними происходит практически мгновенно.
Magix Sequoia является более профессиональным продуктом, предоставляя пользователю широчайшие возможности редактирования и монтажа.
Интерфейс Magix Samplitude
Очень удобен мастеринг/авторинг в Sequoia. Вы можете размечать маркеры треков прямо в проекте, ставить точки входа/выхода, маркеры паузы, начала/окончания трека.
Как и почти все профессиональные программы, имеет встроенный редактор Elastic Audio, обеспечивающий корректировку высоты звучания материала. Процесс практически полностью автоматизирован. Это полностью профессиональный продукт, мощная DAW, обеспечивающая пользователя полным набором функций.
На текущий момент программный продукт Sequoia недоступен, однако многие профессионалы продолжают им пользоваться, так же как и давно снятой с производства Final Cut Pro 7 в видеопроизводстве.
В далеком 2000 году музыканты и бывшие работники NI выпустили программу Ableton Live 1.0. На тот момент программа была ориентирована только на живые выступления. В ней был реализован режим Session, позволявший воспроизводить музыкальные фрагменты/клипы в произвольном порядке, изменять высоту и скорость звучания, легко комбинируя различные фрагменты без привязки к временной сетке. Это понравилось многим электронным музыкантам и Dj, с тех пор программа стала довольно популярна в среде производства электронной музыки.
Интерфейс Ableton Live
Впоследствии в программе появился режим Arrangement, являющийся традиционным для секвенсоров. В последней версии в режим Session добавлена возможность автоматизации в реальном времени, а также непосредственно в клипах. Добавлен новый браузер, в котором вы можете найти абсолютно все ваши клипы, семплы, инструменты, плагины.
Программа кросс-платформенна. В lite-версии входит в состав аппаратного обеспечения различных фирм.
Этот программный продукт заслужил популярность музыкантов благодаря простоте использования, а также довольно широкому набору инструментов.
Step-sequencer здесь прост и позволяет «накликать» довольно сложные партии. Обладая большим набором инструментов редактирования, а также тесной интеграцией с piano-roll, отлично подходит для создания мелодических линий, риффов, Loop-ов.
Интерфейс FL Studio
В 12-й версии производители переработали интерфейс, улучшили «движок», программа обросла различными плагинами. С течением времени «фрукты» превратились из практически «трекера» (по типу FastTracker… кто-нибудь из читателей помнит эту программу?) в довольно мощный пакет по производству музыки.
Многие музыканты, начинали свой путь именно с этой программы. Также стоит упомянуть наличие версии для Android, iOS и Windows Phone.
Популярный среди профессионалов Pro Tools, как и Pyramix, был вынесен в конец списка по причинам, которые мы разберем ниже.
Несмотря на наличие native-версий, максимальную производительность, качество звучания и минимальную задержку, эти программные продукты показывают именно при использовании на своей аппаратной платформе.
Вышедшая в 1991 году версия Pro Tools 1.0 поддерживала всего 4(!) аудиодорожки. С тех пор прошло много времени, программа сильно «располнела». Так, на 2017 год версия Pro Tools|HD поддерживает 256 аудиодорожек в стандартном варианте. Многие программы предлагают бесконечное количество треков. Та же ситуация и с пресловутой отменой – Undo. В ранних версиях программы уровней отмены было всего 4(!). На сегодняшний день их 64, но под отмену попадают не все функции и изменения.
Пользователи Pro Tools привыкли к консервативной политике программы. Фирма объясняет это долгим периодом тестирования, связанным с желанием выпускать на рынок только высококачественный профессиональный продукт. Нововведений пользователи ждут иногда по нескольку лет. Функции, которыми пользователи Nuendo и Samplitude пользовались лет этак 6–8 назад, были введены только в 10-й версии.
Программно-аппаратный комплекс Pro Tools|HD
Как мы уже говорили, программа показывает отличные результаты на родном железе. Но в 2010 г. стала независимой от аппаратного обеспечения, работает даже на встроенных звуковых картах.
Последняя версия Pro Tools предлагает пользователям широчайший спектр возможностей. А в 2015 году фирма выпустила бесплатную версию. Программа кросс-платформенна.
Мощнейший программно-аппаратный комплекс для выполнения широкого круга задач. Среди любителей известен мало. В первую очередь потому, что native-версия появилась довольно поздно, в 2005 году, и использовалась в основном для мастеринга. Именно поэтому народные версии появились еще позже.
Чем же интересна программа? Во-первых, подходом фирмы к организации движка программы. Merging вполне обоснованно считают, что операционная система является самым уязвимым звеном в ПК. Исходя из этого, их решения работают либо на своих платах, как и Pro Tools, либо в режиме собственной разработки под названием MassCore. В этом режиме программа как бы отнимает несколько ядер у центрального процессора и работает с ними. Таким образом система поддерживает до 384/384 входа/выхода (на частоте до 48 kHz), обеспечивая при этом время задержки 1,3 мс. Дополнительно поддерживает частоты семплирования до 384 kHz, а также формат DSD.
Интерфейс Merging Pyramix
Эта программа будет интересна тем, кто занимается многоканальной записью и сведением. Pyramix позволяет работать со всеми известными форматами – от моно до NHK 22.2. Обновленный 3D-паннер позволяет расставлять источники звука как вам нравится и управлять панорамой в 3D-пространстве.
На сегодняшний день программа применяется в основном для записи, сведения и мастеринга акустической музыки, в основном классики. Как и SADiE, Pyramix установлен в очень многих мастеринг-студиях.
Основным недостатком мощнейшей системы является ее стоимость, актуальных цен без запроса вам никто не скажет. Но для ориентира можно представить стоимость максимальной версии, на 2015 год это была цифра до 20 тысяч евро (это только за программную часть). Если вы не пишете симфонический оркестр каждый день, вряд ли вам понадобится эта программа, однако для определенного круга пользователей она незаменима.
Несмотря на то, что есть еще довольно много программного обеспечения, можно было вспомнить уже упомянутую SADiE, а можно перейти к набирающему популярность у инди-музыкантов Bitwig studio, мы разобрали только самые основные и наиболее популярные. В завершение нашего обзора ответим на несколько вопросов, с которыми обращаются наши клиенты.
На текущий момент все программное обеспечение построено практически одинаково и отличается только предлагаемыми пользователю плюшками. Вы должны выбирать ту программу, которая удобна именно вам. Только так вы сможете быстро и легко добиться максимального результата. Найти свою программу можно только методом проб и ошибок. От себя могу лишь посоветовать Cubase, как продукт, отлично сочетающий профессиональный функционал и легкость освоения.
«А никакая», – скажут многие. И будут правы. Алгоритмы суммирования одинаковы практически во всех программах. В интернете есть куча тестов, в которых микс, сведенный в разных программах, спокойно вычитается в «0».
Однако стоит заметить, что многие считают Pro Tools и Pyramix, при условии их использования на «родном железе», лучшими в отрасли.
У каждой программы есть официальный сайт, на котором в большинстве случаев можно купить софт. CD ушли в прошлое и сейчас программные продукты распространяются через интернет. По факту вы покупаете не программу, а ключ доступа к ней.
Потому, что производитель вообще не обязан вкладывать программное обеспечение, оно распространяется в качестве рекламы для тестов. Вы же не требуете личного водителя, когда покупаете машину.
Профессионализм не зависит от программного обеспечения, от слова «Совсем!». Настоящий профи работает с материалом, а не с программой. Зная принципы работы программного и аппаратного обеспечения, основы построения роутинга, обработки, сведения и мастеринга, он может сделать хорошо практически на любом оборудовании. Главное – это материал. Примером может послужить группа «Гражданская оборона», качество записи там просто отвратительное.
Для многих это скорее утверждение, чем вопрос, однако с выходом Windows 7 обсуждение, «какая ОС лучше», закрыто на всех профильных форумах. «Семерка» – действительно научилась работать со звуком. Многие, кто переходил с XP, отметили улучшение звучания и меньшую задержку, сопоставимую со значениями на Mac. Работайте в той системе, в которой привыкли, многие программы кросс-платформенны, не нужно гоняться за мифическим «музыканты работают только на Mac!».
Когда все только начинается, пользуешься тем, что попало под руку. На тот момент это был ACID и Sound Forge, позже появилась FL Studio, был и FastTracker и Dance eJay (самому стало страшно от воспоминаний). Со временем приходило понимание того, какие возможности программы мне нужны, а какие нет. Так я пришел к Pro Tools и… довольно быстро отказался от нее. Программа довольно сложна для новичка, но меня оттолкнуло катастрофически малое количество уровней отмены. Когда ты только начинаешь делать что-то серьезное, ты постоянно что-то редактируешь, а в Pro Tools это сделать было невозможно. Потом мне совершенно случайно досталась Nuendo 4, по очень привлекательной цене, с тех пор пользуюсь именно ей (текущая версия 7). Освоил ее довольно быстро, основные функции не вызвали осложнений даже при первом включении. Программа имеет широкий набор возможностей и интуитивную (для меня) логику работы. Впоследствии было много попыток изучения другого программного обеспечения. Например, в рамках этого обзора автор ставил и пробовал демоверсии Cubase Elements 9, ProTools|Free, PreSonus Studio One, Pyramix, Reaper.
На сегодняшний день на стационарной машине (ПК на базе Win10) установлена Nuendo – как основная рабочая программа и Sound Forge. Не могу привыкнуть к WaveLab.
На переносном (MacBook) установлена Cubase Elements 9. Пользуюсь на выезде, только для записи. Проекты Cubase отлично переносятся в Nuendo, поэтому с основой работаю уже на основной машине. Pro Tools|Free, Reaper и Studio One – остались после тестирования.
Как видите, возвращаясь к предыдущему пункту, могу вполне обоснованно заявлять, что работать нужно на чем вам удобно. Сейчас звучит не ОС, а звуковая карта. Поэтому при наличии одинаковой «звуковухи» мои ПК и Mac звучат одинаково.
Успехов в работе. Берегите себя.
Автор статьи Альберт Сафронов, компания POP-MUSIC